denlicab

28.12
14:09

«Я не понимал, я ли вижу сон — или меня видят во сне»


Дэвид Мэдсен - загадочный английский пошляк, шифрующийся похлеще Кастанеды и Пелевина: в интернете совершенно невозможно найти его фото. В прошлом году я впервые познакомился с его творчеством, прочитав первый роман из цикла об Орланде Криспе «Откровения людоеда» (1997). Что примечательно, он был переведен на русский только спустя 13 лет после официальной публикации, а вторая часть, опубликованная в 2000-ом, не переведена до сих пор. Надеюсь, что отечественный читатель от этого много не потерял. Если судить по содержанию, то «Откровения людоеда» это откровенно редкостный трэш, напичканный нездоровыми извращенскими фантазиями, которые не вписываются ни в какие рамки. Роман спасает только отточенный, великолепный слог и несколько забавных моментов. Но как ведь в жизни бывает? Иногда хочется сознательно потравиться в МакДональдсе, а иногда и почитать старого-доброго трэашачка. Крепленного, бодрящего и беспощадного. И вот я берусь за Мэдсена во второй раз.«Шкатулка сновидений» (2003) на данный момент последний его роман. Слава богу, он сильно отличен от похождений Криспа - это можно заметить сразу. Пошлостей на сексуальную тему здесь тоже предостаточно, и даже немного в избытке, но, сравнивая с «Откровениями», здесь это на уровне невинных шалостей. Мэдсен - товарищ озабоченный и довольно грубый, это понятно, но палку он перегибает действительно не сильно, насколько об этом может судить мой весьма не целомудренный вкус, настроенный на подобного рода литературу.Сюжетные перепетии пересказывать нет смысла и даже возможности: об этом свидетельствует совершенно куцая и малопонятная аннотация, из которой ничего полезного почерпнуть нельзя. «Шкатулка сновидений» - это до отказа сюрреалистичный роман. В нем повествуется о некоем герое, не помнящем ни своего имени, ни прошлого, который оказывается по злой воле судьбы в многоуровневом бредовом кошмаре. «Начало» Кристофера Нолана курит в углу. Если кто читал такие вещи как «Приглашение на казнь» Набокова или «t» Пелевина, могут хотя бы приблизительно представить себе характер этого произведения. Окружающий мир абсолютно гротескный, абсурдный, как и населяющие его персонажи, их реплики и поступки. Он живет по своим внутренним иррациональным законам и, несмотря на то, что задумка далеко не нова, как художник Мэдсен отрисовал реальность сна великолепно. В любом хаосе должна быть и внутренняя гармония, так вот здесь она есть. Прибавить к этому не изменяющий писателю талант рассказчика и черный английский юмор. Словом, если не пытаться подобрать к истории логический ключ, а наслаждаться феерией, то читать лично мне было увлекательно. Местами - даже смешно. Лейтмотивные шутки про хлеб и йодль - уморительны. Постоянные спутники безымянного героя - двойник доктора Фрейда и жирный озабоченно-агрессивный проводник жгут напалмом, впрочем, там жгут, в принципе, все. Но юмор, еще раз подчеркну, как и сам роман - крайне своеобразный, на любителя. Если будете браться за это безумие, то пеняйте только на себя.И вот все бы хорошо, если бы не концовка. Открытый финал - это, конечно, здорово, но Мэдсен снова перестарался. Этот чокнутый англичанин, будь он неладен, оборвал повествование прямо посреди предложения, как будто его от перевозбуждения хватил апоплексический удар и он упал замертво на свою недописанную рукопись с пером (ручкой? печатной машинкой? клавиатурой?) в руке. Я перечитал концовку раз десять, даже грешным делом заподозрил, что скачал битый файл, но нет, таков авторский замысел. В принципе, можно предположить, что Мэдсен попросту закольцевал свою историю по принципу «у попа была собака…», но это только мое предположение. Неужели нельзя было поставить многоточие более красиво и внятно? Что же вы это такое творите, гражданин Мэдсен? Неужто вам настолько плевать на читателя? Кто ж делает подлянку в самом конце? Тьфу на вас, вот что!
«Я не понимал, я ли вижу сон — или меня видят во сне»


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки